Современная Русская Философия

Философия русского авангарда. – М.: РГ-Пресс, 2018. – 128 с. (Серия «Современная русская философия»; № 10).
 

В книге содержатся размышления представителей современной русской культуры о философии русского авангарда в живописи и литературе. По мысли авторов книги, авангард относится не к области искусства, а к области мысли. Если в нем и представлено искусство, то это искусство для искусствоведов. Но, к сожалению, искусствоведы не готовы ко встрече с мыслью. Авангард реформирует искусство. Его поэзия – это поэзия для поэтов. Его живопись – это живопись не для зрителей, а для художников. В авангарде искусство отсылает к себе самому, говорит о себе и ни к какому другому существованию вне себя не обращается. Кандинский, Малевич, Хармс, Введенский – близнецы-братья. Они говорят, но язык их неизвестен. В книге предпринята попытка расшифровать философский смысл посланий русского авангарда.

 

Книга предназначена философам, искусствоведам, культурологам, антропологам и всем тем, кто интересуется проблемами современной философии и культуры.

Об авторах

Андрей Бычков – писатель, сценарист, по образованию физик-теоретик (МГУ), кандидат физ.-мат. наук, учился также в Московском Гештальт Институте. Автор 13 книг прозы, 7 из которых вышли в России и 5 на Западе; а также сборника эссе. Лауреат Международной Премии Русской литературы в Интернете «Тенета». Лауреат премии «Бродячая Собака» Клуба Литературного Перформанса совместно с музеем «Зверевский Центр Современного Искусства». Лауреат Международной литературной премии «The Franc-tireur Silver Bullet» (USA). Лауреат премии «Нонконформизм». Финалист премий «Антибукер» и «Премии им. Андрея Белого». Сценарий Бычкова «Нанкинский пейзаж» получил «Приз Эйзенштейна» немецкой кинокомпании «Гемини-фильм» и гильдии сценаристов России и Специальный Приз Международного Ялтинского кинорынка, а одноимённый фильм Валерия Рубинчика получил ещё три международные премии. Лауреат премии «Золотой Витязь» за сценарий «Великий князь Александр Невский». Пьеса «Репертуар» участник Международного фестиваля IWP (USA), поставлена на Бродвее («NYTW», 2001). Бычков – учредитель и президент нонконформистской премии «Звездный фаллос». Наиболее известные из книг – роман «На золотых дождях» и сборник рассказов «Вот мы и встретились». Ведет группу «Антропологическое письмо».

Федор Гиренок – одна из самых заметных фигур современной русской философии. В начале 80-х годов прошлого века создал концепт «русского космизма». В 90-е годы ввел в оборот понятие «клиповое сознание», основал философию археоавангарда. В начале 2000-х годов разработал модель аутистического понимания человека, полагая, что последней территорией человеческого является аффект. Автор книг «Экология. Цивилизация. Ноосфера» (1987), «Русские космисты» (1990), «Метафизика пата» (1995), «Патология русского ума» (1998), «Удовольствие мыслить иначе» (2008), «Аутография языка и сознания» (2010), «Абсурд и речь» (2012), «Фигуры и складки» (2013), «Клиповое сознание» (2016) и др. Родился на Алтае (1948). Жил в Сибири, работал на Чукотке кочегаром. Окончил философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философской антропологии МГУ имени М. В. Ломоносова.

Владимир Мартынов – философ и композитор. Создатель музыки для богослужения по православным канонам, а также музыки к множеству кинофильмов и спектаклей. Ученый, исследователь древних музыкальных традиций. Автор концепции конца времени композиторов. Развивает философию опыта дословного. Написал книги «Конец времени композиторов» (2002), «Зона Opus Posth, или Рождение новой реальности» (2005), «Казус Vita nova» (2010), «Пестрые прутья Иакова» (2008), «Время Алисы» (2010), «Автоархеология на рубеже тысячелетий» (2013), «Книга книг» (2013) и другие произведения по философии музыки и духовной ситуации нашего времени. Преподаватель Московской Духовной академии и философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

Александр Мигунов – специалист в области эстетики, философии искусства. Член ассоциации искусствоведов России. Почетный академик Российской Академии художеств (РАХ). Консультант журнала «Диалог искусств». Автор книг «Художественный образ. Эстетический анализ» (1980), «Искусство и процесс познания» (1986), «Vulgar. Эстетика и искусство во второй половине ХХ века» (1991), «Алгоритмическая эстетика» (2010, в соавт.). Редактор-составитель сборников «Маргинальное искусство» (1999), «Философия наивности» (2001). В своих трудах исследовал широкий спектр эстетических проблем. Полагал, что искусство – это важнейший инструмент освоения эстетического опыта и такой же инструмент в понимании мира как постоянно меняющейся программе.
Окончил философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. Доктор философских наук, профессор, заведуовал кафедрой эстетики философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

Наталья Ростова окончила философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. Автор книг «Человек обратной перспективы. Опыт философского осмысления феномена юродства Христа ради» (2008), «Изгнание Бога. Проблема сакрального в философии человека» (2017). Соавтор книг «Посредственность как социальная опасность» (2010), а также «Прощай, речь? Философия фильма Годара и современная концепция человека» (2015). Доктор философских наук, преподаватель МГУ. В области научных интересов русская философия, французская философия, философская антропология, теология, искусство.

Корзина